Психологическая безопасность

Обращение к психологу

Если тебе требуется психологическая помощь или поддержка, ты можешь проконсультироваться с нашим педагогом-психологом или  позвонить по телефону:

тел: (839554)3-15-43

hands

Психологическая безопасность школьников 

Огромную часть своего времени подросток проводит в школе, продленке, а его межличностное взаимодействие включает общение с учителями и другими учащимися. Поэтому так важно сохранять психологическую безопасность образовательного процесса.  Это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Именно она обеспечивает образовательной среде развивающий характер, а школьникам – состояние психологической защищенности. Обучающиеся разных возрастов, а особенно подростки очень чувствительны к влиянию морального давления, опасности, дискомфорта. В этом возрасте есть риск разрушения основ личностно-эмоционального благополучия. Поэтому эффективное отражение неблагоприятных внешних воздействий способствует благоприятному развитию личности подростка.

Моральное давление – это действие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, психологический упадок и эмоциональную неуверенность в собственной значимости или неспособность защитить себя от физического, межполового или дальнейшего морального давления. Моральное давление имеет следующие проявления: употребление бранных слов и/или крика; постоянное приставание, допросы и унижение, оскорбления, наносящие вред самооценке; проявление грубости по отношению к друзьям и родственникам, оскорбление их; контроль и/или ограничение действий. Неясные угрозы типа: “Ты у меня доиграешься!” или “Ох, ты допрыгаешься, я тебе обещаю!”.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка,  которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, осваивать систему знаний и социальных навыков, научаться жить,  нести ответственность, развивать свои способности и строить образ “Я”.       Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно,  ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

  1. Сформировавшиеся      в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного      поведения. В результате ребенок сознательно отвергается детьми и      подсознательно взрослыми.
  2. Осознание      ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию      комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного      чувства, как зависть.
  3. Отсутствие      автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого,      рождающая чувство беспомощности, когда      приходится действовать самостоятельно.
  4. Индивидуально-личностные      особенности ребенка, например сформировавшиеся боязливость или привычка постоянно      быть в центре внимания.
  5. Патология      физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. д.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка из самых благих соображений, не осознавая, что тем самым делают ребенка тревожным..

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение ребенка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности


Отчет социально-психологической службы по профилактике суицида

в «МБОУ СОШ №1»

            Цель профилактики заключается в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

            Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

    1. Изучение теоретических аспектов проблемы и использование информации в работе с педагогами и родителями.
    1. Выявление детей, нуждающихся в помощи и защите.
    1. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
    1. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детской толерантности, развитие ценностных отношений в социуме.
  1. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости   собственной личности.

            В течение года основным содержанием общего направления профилактической деятельности стало ослабление или устранение социальных, социально-психологических предпосылок, провоцирующих формирование суицидального поведения.

Открытых обращений и заказов в социально-психологическую службу со стороны администрации, классных руководителей, педагогов и родителей не было.

            Для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся подросткового возраста были проведены следующие мероприятия:

-организационные мероприятия, где проходило вовлечение учащихся в кружки, секции и другие творческие объединения;

- социальные педагоги ежедневно организовывают контроль за пропусками уроков;            

- осуществляется организация обследования условий жизни детей из неблагополучных семей;

- выявляли и составляли базу данных по социально неблагополучным семьям.

- составлены социальные паспорта каждого класса;

- ежегодно проходит сбор организации летней занятости детей;

- педагог-психолог проводил диагностику личности подростка и ее социальных связей, анкетирование 7-9 классов по склонности к суициду;

Так же используются такие методики:Исследование социального статуса, Исследование уровня адаптации, Исследование уровня тревожности, Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины), Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации, Анкета №1, 2 для выявления насилия в семье, школе, на улице, Опросник суицидального риска,  Самооценка психических состояний.

            Проведены индивидуальные беседы с учащимися в случаях конфликтных ситуаций -10.

Прошел педагогический совет по теме: «Суицид в подростковой среде, меры профилактики и предупреждение подросткового суицида». Розданы памятки педагогам.

Службой проведены психологические часы, профилактические беседы в рамках классного часа:

  • «Умеем ли мы преодолевать стресс?» 5 класс

  • Как преодолевать тревогу, стресс (9,11 кл)

  • Способы решения конфликтов с родителями (11 кл)

  • Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом (9,11 кл)

  • Помоги себе сам (8-е кл)

  • Способы саморегуляции эмоционального состояния (8-11, сенсорная комната)

Проводились в течение года уроки «Час общения» с элементами тренинга на самопознание, саморазвитие, самовоспитание. Но большую часть таких занятий прошло в рамках психологических факультативов, элективов, спец. курсов.

Занятия с элементами тренинга прошли по темам:

  • «Уверенность»

  • « Я открыт для тебя»

  • «Дружный ли наш класс»

  • «Учимся общаться»

  • «Невербальное общение»

    Родительские собрания по темам: «Снятие стресса перед экзаменом», «Памятка родителям по профилактике суицида», «Как помочь ребенку жить дружно», «Если тебя не принимают», «Общению надо учиться», «Ваш ребенок агрессивный», «Как преодолеет страхи», «Давайте жить дружно», «Вместе жить дружбой дорожить», «Береги свою и чужую жизнь», «Смотрим на жизнь с позитивом» , «Как не стать жертвой преступления», «Энергетически насыщенные напитки», «Давайте учиться жить!», «Что такое толерантность?» , «Нация. Национальность. Национализм», «Жестокое обращение в семье», «Компьютер в жизни школьника», «Как научить ребенка жить в мире людей и уберечь его от насилия» и др.

    В течение года проходит индивидуальная и групповая работа в сенсорной комнате. Ребятами данная форма занятий одобрена. Нравится расслабляться, релаксировать.  

    Еще одним направлением работы с учащимися является работа по подготовке учащихся 9-11 классов к сдаче экзамена. Учащиеся 9, 11 классов уверены в своих силах при сдаче ЕГЭ, хотя испытывают страх и тревогу, в 11 классе тревожность выше. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам проходит в   в рамках электива. Темы: «Как подготовится к экзамену? Как вести себя во время экзамена в форме ЕГЭ?», «Что делать перед экзаменом?» занятия с релаксацией, дыхательные методики. Оформлены стенды и уголки по снятию эмоционального напряжения, есть школьный уголок «Как подготовиться к сдаче экзамена». В кабинетах 9,11 классов так же оформлены уголки с советами и рекомендациями психолога. Предложены упражнения для снятия напряжения.

            Социальные педагоги проводят индивидуальные профилактические мероприятия с семьями социального риска. Оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.

            Разработаны лекции для родителей: «Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)», «Наши ошибки в воспитании детей», «Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки», «Тревожность и её влияние на развитие личности», «Трудный возраст или советы родителям», «Что такое суицид и как с ним бороться (среднее и старшее звено)», «Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта», «Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества», «Уголовная ответственность несовершеннолетних» и др.

Среди учащихся 7- 9 классов по результатам анонимного анкетирования выявлена группа риска из 2 человека (8а-1 чел., 9 -1 ч.), проведена профилактическая беседа, ведётся наблюдение.

Результаты анкетных данных, проведённых 7-9 кл., показывают, что причинами различных видов суицидального поведения, по мнению подростков, могут быть:

  • проблемы в семье - 75%;

  • несчастная любовь - 39,2%;

  • употребление алкоголя, наркотиков - 37,8%;

  • безысходность положения - 22,1%;

  • проблемы в школе - 38,9%;

  • стремление дать понять окружающим, что человеку плохо - 12,9%;

  • стремление повлиять на другого человека чтобы добиться от него желаемого - 8,8%;

  • желание заставить человека раскаяться в плохом отношении к другому – 8,8%.

Педагог-психолог   Михалковская Т.В.