Психологическая безопасность

Просмотров: 7652

Обращение к психологу

Если тебе требуется психологическая помощь или поддержка, ты можешь проконсультироваться с нашим педагогом-психологом или  позвонить по телефону:

тел: (839554)3-15-43

hands

Психологическая безопасность школьников 

Огромную часть своего времени подросток проводит в школе, продленке, а его межличностное взаимодействие включает общение с учителями и другими учащимися. Поэтому так важно сохранять психологическую безопасность образовательного процесса.  Это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Именно она обеспечивает образовательной среде развивающий характер, а школьникам – состояние психологической защищенности. Обучающиеся разных возрастов, а особенно подростки очень чувствительны к влиянию морального давления, опасности, дискомфорта. В этом возрасте есть риск разрушения основ личностно-эмоционального благополучия. Поэтому эффективное отражение неблагоприятных внешних воздействий способствует благоприятному развитию личности подростка.

Моральное давление – это действие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, психологический упадок и эмоциональную неуверенность в собственной значимости или неспособность защитить себя от физического, межполового или дальнейшего морального давления. Моральное давление имеет следующие проявления: употребление бранных слов и/или крика; постоянное приставание, допросы и унижение, оскорбления, наносящие вред самооценке; проявление грубости по отношению к друзьям и родственникам, оскорбление их; контроль и/или ограничение действий. Неясные угрозы типа: “Ты у меня доиграешься!” или “Ох, ты допрыгаешься, я тебе обещаю!”.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка,  которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, осваивать систему знаний и социальных навыков, научаться жить,  нести ответственность, развивать свои способности и строить образ “Я”.       Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно,  ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

  1. Сформировавшиеся      в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного      поведения. В результате ребенок сознательно отвергается детьми и      подсознательно взрослыми.
  2. Осознание      ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию      комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного      чувства, как зависть.
  3. Отсутствие      автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого,      рождающая чувство беспомощности, когда      приходится действовать самостоятельно.
  4. Индивидуально-личностные      особенности ребенка, например сформировавшиеся боязливость или привычка постоянно      быть в центре внимания.
  5. Патология      физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. д.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка из самых благих соображений, не осознавая, что тем самым делают ребенка тревожным..

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение ребенка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности