Профориентация

Просмотров: 101

Содержание материала

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

  • Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;
  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти больше книг, статей, журналов на эту тему;
  • Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда;
  • Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал;
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ: 

  • Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности);
  • Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства);
  • Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы);
  • Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);
  • Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности);
  • Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.


    ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА:
  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);
  • Устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);
    реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.


ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • Определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»;
  • Составить формулу интересующей профессии;
  • Выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
  • Сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
    ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • Соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • Узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • Ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • Проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.